КИНО, КИНОФЕСТИВАЛЬ -- ЭТО РАДОСТЬ И ПЕЧАЛЬ...


Вот и закончился XI Международный детский кинофестиваль в "Артеке". Погасли киноэкраны на летних площадках, отзвучал гимн фестиваля, отсверкал классический "артековский" фейерверк. "Кино- кинофестиваль, это радость и печаль..."-- поют ребятишки в ярких костюмах на открытии и закрытии фестиваля. Радость -- от того, что фестиваль детского кино есть, и что он нужен. Печаль -- от того, что многое можно сделать лучше.

ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ МЕЛЬЧАТЬ

По словам генерального директора МДЦ "Артек" Валерия Пальчука, в следующем году "будет сделано все возможное, чтобы артисты хорошо и комфортно чувствовали себя на фестивале". Не знаю, ощущали артисты какой-либо дискомфорт и если да, вряд ли он был связан с чем-то материальным. А вот атмосфера оставляет желать лучшего. Удивительно, но мы так и не избавились от "клановости" -- это МЫ, а это вы -- неуместной на любом международном фестивале, тем более детском, унижающей и заставляющей вообще сомневаться в чистоте помыслов отдельных лиц. Почему бы не создать одно-единое пространство, в котором органично находились бы и артисты, и журналисты, и представители киноорганизаций. Вместо этого уже в который год чьей-то волей не с украинской стороны -- примитивно и по-мещански -- культивируется элемент дешевой избранности, и хорошо, что ее не чувствуют дети. Можно только посоветовать "Артеку": "Уважайте себя!" Это касается не только моральных, но и организационных аспектов. А за что, собственно, можно уважать себя? За свою независимость. В конце-концов, фестивалю уже 11 лет -- а это немалый срок для того, чтобы дышать полной грудью. Растение нужно поливать и удобрять, иначе оно одичает или погибнет. То же самое можно сказать о фестивале, единственном, между прочим, в Украине такого масштаба, и в этом его преимущество. Конкуренция есть, но пока только зарубежная.

"Артек" -- великолепная благодатная почва. И верно сказал на пресс-конференции генеральный директор, -- сейчас нужно определяться с приоритетами. Или "Артек" продолжает проводить все свои мероприятия (а их немало), естественно, затрачивая на них силы и финансы, или, наконец, решает, что все-таки важнее -- распылять эти силы или отдать их мероприятию, выгодному для имиджа Украины. Пока этот потенциал -- у кинофестиваля. Тем более, есть предложение включить "Артек" в Международную федерацию фестивалей. Но тогда нужно здорово поработать. Например, поискать "брэндовое" лицо -- человека, известного в мире культурном (не только "в своем болоте"), с коммерческой жилкой, со свежими идеями и влиянием. Таких не бывает? Яркие тому примеры -- президент "Кинотавра" Марк Рудинштейн, Никита Михалков, Олег Янковский. Это сейчас тот же "Кинотавр" -- мощная махина, а начинался он, как говорит Рудинштейн, с простой пьянки -- тогда, в кругу единомышленников, возникла идея, даже еще не подкрепленная финансовой поддержкой.

"МЫ ПРИВЫКЛИ, ЧТО САМОЕ ДОБРОЕ КИНО СНИМАЕТСЯ ТОЛЬКО У НАС"

На X фестивале в "Артеке" я говорила с членом отборочной комиссии, известным московским кинокритиком Леонидом ПАВЛЮЧИКОМ. И он сказал то, что "висит" на языке многих, простые, в общем-то, вещи: "Нужно ездить на другие фестивали, быть в курсе того, что снимается на киностудиях. У отборщиков нет полноты информации о том, что спеет и может созреть к фестивалю. И если думать о Международном уровне фестиваля, нужно тщательно отслеживать, что снимается за рубежом. Мы привыкли к тому, что у нас самое доброе детское кино, а между тем, на Западе, помимо боевиков, делается много детских картин -- гуманных и добрых..."

Кстати, в этом году конкурсная программа была на уровне. Россия представила три своих фильма -- "Радости и печали маленького лорда" по мотивам повести Бернетт "Маленький лорд Фонтлерой" с Ольгой Будиной и Станиславом Говорухиным в главных ролях, "Челямумбию" и "Вовочку" -- но об этом позже, потому что как раз не они составили лучшую часть конкурсного показа. Англия предложила на суд Малого и Большого Детского жюри детектив-сказку "Том и Томас" о двух братьях-близнецах, разлученных в младенчестве. Ребята пока не подозревают о существовании друг друга. Один мальчишка живет с отцом (Шон Бин), другой -- в приюте, из которого пропадают дети (их продают бездетным семьям). Лента прекрасно передает атмосферу Лондона. Тома и Томаса профессионально сыграл 13-летний Аарон Джонсон, за что получил спецприз Детского жюри. Фильм победил в номинации "Самый увлекательный". "Самой-самой" стала шведская лента "Элина, словно меня и не было" о маленькой гордой девочке, которая заставила себя уважать ретроградку-учительницу. На самом деле фильм намного глубже -- не только о жизни простой школьницы -- но и политической обстановке Швеции 50-х, но такие подробности юных "артековцев" еще не волновали. Каждый понял фильм по-своему, а исполнительницу роли Элины единогласно признали "Лучшей девочкой-актрисой". Биби Андерсон, сыгравшая роль учительницы, стала "Лучшей актрисой". Еще один фильм, "Билет в одну сторону до Момбассы", получил приз Артека "Кинокораблик" как "Самый мудрый" фильм. Это картина о парне, музыканте, узнавшем, что у него рак. Роль сыграл 21-летний Анти Тарвайнен (приз "Лучший актер"), а его партнеры по фильму Джоонас Саартамо и Джобанна Реннлеф получили специальные призы Малого жюри. Поощрительные призы получил чешский фильм-сказка (чехи -- мастера в этом жанре) "Королевское обещание" и британская фантастическая лента "Ангел для Мэй" о мальчике, который через камин своего дома попал прошлое -- в годы Второй Мировой войны.

Кстати, на церемонию вручения главных призов из зарубежных гостей приехал только Анти Тарвайнен. Призы вручались гостям, артистам и телеведущим, не имевшим к производству фильма никакого отношения. С обещаниями "передать приз, если представится такая возможность (!)", "получатели" гордо удалялись.

"Самым добрым" фильмом назвали "Радости и печали маленького лорда" (по мотивам повести Бернетт "Маленький лорд Фонтлерой"). Исполнитель роли маленького лорда Алеша Веселкин получил спецприз Малого жюри. В фильме снялись Станислав Говорухин, Ольга Будина, Екатерина Васильева, Алена Хмельницкая -- и при такой удивительно звездной концентрации картина получилась только лишь доброй, пусть и "самой". Ничего особенного, кроме огромных прекрасных глаз Алеши Веселкина и великолепия интерьеров, призванных замаскировать операторскую неоригинальность, серую будничность Будиной и незамысловатую игру Говорухина, от которого честно играющим остался только голос. Российская лента "Челябумбия" вообще была снята с рассмотрения из-за морально устаревшего сюжета (о советском парне-провинциале, который отправился в Ленинград счастья искать). "Лучшим мальчиком-актером" стал Максим Емельянов, сыгравший в фильме "Вовочка" (суррогат "Один дома", анекдотов о Вовочке и сюжетов "Ералаша"). В общем, в угоду детской невзыскательной публике (взрослые иногда думают о детях хуже, чем они того заслуживают). "Вовочка", конечно, тоже внес свою лепту -- как "прокладка" между сложными "Элиной" и "Билет в одну сторону до Момбассы". Судя по всему, сценаристы неверно интерпретировали фразу Жан Жака Руссо "Дайте детству созреть в детях", -- кто сказал, что детям думать вредно?

О ДЕТСКОМ КИНО

Президент кинофестиваля, режиссер Олег ФИАЛКО:

-- "Том и Томас", я считаю, настоящий, хороший, детский фильм, пример детского кино. Конечно, это не искусство по большому счету, с точки зрения высоколобых критиков, но этот фильм может уберечь хрупкую детскую душу...

-- У нас когда-то была плеяда режиссеров, которые всю жизнь снимали детское кино и неплохо снимали! Любое цивилизованное государство, та же Англия, дотирует такое кино, потому что там всегда думали о поколении. У нас пока одна отговорка: "Ми бедны", у нас чернобыльцы, шахтеры, которых нужно поддерживать... Но я думаю, что проблема детского воспитания не меньше важна, чем проблема Чернобыля, потому что через несколько лет мы рискуем получить другого монстра.

ЗОЛОТАЯ ФИЛЬМОТЕКА

Ежегодно в рамках фестиваля устраивается ретропоказ "Золотая фильмотека" -- прекрасная идея, когда-то придуманная Владимиром Вагнером, к сожалению, уже ушедшем из жизни. В этом году были показаны бессмертные "В бой идут одни старики", "Человек с бульвара Капуцинов", немое кино с Верой Холодной. Фильмы, действительно, проверенные временем. Но все-таки программу можно было сделать разнообразнее и веселее -- в конце концов, детский фестиваль. Во всяком случае, "взрослое", хоть и хорошее кино иногда показывают и наши телеканалы, а к "золотым" детским фильмам и мультфильмам советского периода у телеканалов неизлечимая аллергия (всем известно, что детская аудитория не выгодна). Так почему бы их не показать в программе "Золотой фильмотеки"? Если пофантазировать, на творческие встречи перед фильмами можно было бы пригласить артистов, когда-то сыгравших роли Красной Шапочки, Алисы Селезневой, Тома Сойера, Буратино. А так как Украина не представила детские фильмы на конкурс, то в рамках фестиваля вполне можно было бы показать анимационный фильм, получивший Серебряного медведя на Берлинском фестивале, "Шел трамвай №9" молодого режиссера Степана КОВАЛЯ. Пока это единственный новый украинский фильм, завоевавший мировое внимание. Хотя попытки пригласить были -- якобы "звонили Степану, но его не было" -- смешно это в общем-то, по-детски... В итоге в информационном показе продемонстрировали российский мультфильм в голливудских традициях "Карлик Нос".

Конечно, самое главное в детском фестивале -- дети. Дети-зрители, дети-члены жюри, дети-артисты. Но это не повод сказать, что остальное приложится или вовсе не важно. Важно, и это прекрасно понимают все -- и организаторы фестиваля, и гости. Осталось чуть-чуть -- просто перейти от слов к делу. И да здравствует следующий, XII Международный кинофестиваль!


Автор: Дарина ХАЕВСКАЯ



  Яндекс цитирования