Киноватсон
Катастрофа отечественного кино


Премия <Киноватсон> учреждена эстрадным музыкальным коллективом <Доктор Ватсон>, что само по себе примечательно. 6-я церемония вручения, которая состоялась 13 мая 2009г. в Доме кино СК России, посвящена детскому и юношескому кино. Казалось бы - замечательно, но как всегда сказался "местный колорит".

В отличие от тех пафосных хвалебных слов, написанных самим себе, которые щедро рассыпаны по официальному сайту мероприятия, зрителяи оставалось только грустно вздыхать. Всё происходящее на сцене говорило о том, что кино для детей в нашей стране отсутствует. И это не преувеличение. Все песни, которые были исполнены, звучали в фильмах, снятых еще в прошлом веке. Все композиторы и музыканты, которых отметили символическим скрипичным ключом - рады бы написать что-то для современного кино, да не снимают у нас ничего для детей. И песни их поэтому невостребованы.

Но даже этот марш старичков и старушек не вызывает таких грустных мыслей, как эстрадные номера, которыми организаторы думали оживить действие. Для этого они включили в программу церемонии исполнение песен, которые мы любим с детства, которые звучали в лучших фильмах советской эпохи. Идея была хорошая, плохая была реализация. Точно по Черномырдину - хотели как лучше, а получилось как всегда. Вместо оригинального исполнения песен, или даже вместо того, чтоб поручить их исполнение профессионалам, устроители этого цирка пригласили совершенно безголосые, зато выгодные в денежном отношении коллективы. Увы, стоит признать очевидное: кривляющиеся на сцене детишки - это еще не хор. Сильно "раскрученное" название, в которое вложена широкая реклама - это еще не талант. Не понимая этого, желая только поддержать свои собственные проекты и нарубить капусты на "трогательных детских голосах" устроители вполне ожидаемо потерпели фиаско. Современные дети не смогут полюбить эти песни. Во-первых: эти песни написаны не для них. Для совсем другого поколения, жившего в других исторических условиях. Во-вторых: чтение текста в микрофон, без слуха и без голоса умиляет только родителей "юных исполнителей". Слушателей же как минимум удивляет - зачем хорошие песни, существующие в хорошем исполнении давать портить гламурным мажорам? Неужели деньги могут решить всё не только на эстраде, но и в песнях для детей, настолько всё, что наличие голоса уже не важно.

Я не возражаю, пусть эти горе-коллективы выступают перед своими родителями, которые будут умиляться и улыбаться. Пусть им даже устраивают выступление на школьных утренниках. Но зачем всю эту халтуру тащить на центральное телевидение... Перебор, товарищи, явный перебор.

Увлекшись самовосхвалениями (это ведь они придумали такую замечательную премию) и рекламой своих коммерческих проектов, организаторы даже как-то упустили из виду, что композиторы, которые награждались Скрипичными ключами уже очень, очень давно не писали ничего для детского кино. И не потому, что не хочется. Черновики новых хорошех песен и мелодий у них есть. Но вот фильмов нет. Нет заказов на песни для детей. Вот если бы организатры с такой же энергией, как к своей "церемонии", подошли бы к возрождению отечественного кинематографа для детей - то честь им была бы и хвала. Но на это расчитывать не приходится - стричь купоны на эстраде гораздо легче, а вложения в рекламу окупаются легко и быстро, когда вместо искусства создается продукт для массового потребления, телешоу со "звездами", в котором нет абсолютно ничего нового.

Печальнее детских ансамблей выглядели только специально приглашенные взрослые артисты, которые пытались спеть детские песни так, как они умеют. И сразу же стало очевидно, что умеют то они плохо. Вместо живых интонаций - кабацкие нотки, вместо эмоций и озорства - самолюбование на сцене. Хуже вокала была только музыка. Совершенно не понятно, почему вместо оригинальных мелодий использовались какие-то страшные ремиксы, которые звучали как живое оскорбление для авторов, сидевших в зале? Хотите самоутверждаться в творчестве - напишите свою песню, снимите свой фильм, но не надо портить чужое. Не понимают этого организаторы, и надежд что поймут нет.

Так к чему я веду: пока деньги, силы и работа больших коллективов вкладываются не в кино, а в помпезные "премии", и прочую шелуху - нам не стоит расчитывать, что будут создаваться новые хорошие фильмы, новое хорошее искусство, что нынешнее поколение юных зрителей получит своих киногероев и свои легенды. Стоит признать: кино для детей в Советском Союзе закончилось практически вместе с самим союзом. Еще в девяностых годах прошлого века по инерции снимали немного хороших картин, а теперь... сплошная жвачка, попкорн в кинозале и попкорн на экране - нечто жареное, раздутое, залитое сиропом и искусственными араматизаторами.


Автор: Сергей Дорошенко



  Яндекс цитирования