Азирис нуна, как зеркало российского кинематографа


Когда этот фильм готовили к съемкам, я искренне обрадовался. Во-первых: очень люблю книги Сергея Лукьяненко, а трилогия "Остров Русь", написанная в соавторстве с Юлием Буркиным - это прекрасный образец хорошей литературы вне категорий. Говорить что это книга фантастическая - значит ничего не сказать. В такой же мере это и сказка, и пародия, и даже детектив, особенно третья часть. А во-вторых: помня о крайне неудачном опыте экранизации книги того же автора "Ночной дозор", оижад что все ошибки и недочеты будут учтены, количество истерики в кадре уменьшено, а количество проффесионализма повышено. Но действительность превзошла все ожидания.

Увы, фильм - полный ужас. Начиная от кастинга и заканчивая сценарием.

Итак, актеры: мальчишки ужасны. Это толстые тинейджеры а-ля "Ералаш". Причем Ералаш современный, испортившийся. Текста не знают и не учили, мимика отсутствует, на героев книги не похожи ничем, в том числе и возрастом - эти старше. Кроме "вау" и "супер" других слов не знают, поэтому звук можно выключить сразу, все равно общения там нет - только обезъяньи возгласы. В общем, в кино попали по протекции. Что-то подсказывает, что их не выбирали среди двух тысяч претендентов, как когда-то Буратино. В общем, деньги испортили наше кино.

Далее, фараон. Филиппенко - Кощей. Это знают все дети советского союза и в этой роли он великолепен. Но фараон.... не верю.

Смолянин вообще невменяемый. Нет и сотой доли того очарования бесшабашности как в книге. Артист, который его играет, конечно дядя заслуженный. Но вот очень уж он вжился в роль замполита Староконя из сериала "Солдаты". Так, не выходя из образа, и идет по жизни. В сериале это еще ничего, терпимо. Там, как и в комиксах, роль иожет быть плоская и чернобелая. А вот Смолянин - это образ необычайно живой и яркий. По мере развития сюжета в книге Смолянин открывается с новой стороны на каждой странице. А в фильме с каждой минутой впадает во все большим маразм. Это огорчает.

Кубатай - ни разу не герой. Вспомним книгу - именно к нему обращены слова Стаса "Кубатай, возьми меня в разведку!". А теперь подумайте - может ли этот невменяемый тип из фильма "Азирис нуна" вообще ходить в атаку? Может ли он устраивать диверсию на Марсе, чтоб спасти ребят из плена сфинксов? Да никогда! Вместо героя имеем клоуна. Зачем тогда вообще было снимать такой фильм, не понятно.

Всю линию сфинксов выбросили вообще, видимо из-за дороговизны съемок. Шидла похож на бабу-ягу из детского утренника. Такой же убогий грим и такое же отсутствие смысла в его появлении. А вот машины сфинксов, планета сфинксов, космические корабли сфинксов - все это в фильм не попало. Не потому что не нужно для сюжета, а просто потому, что слабо было авторам фильма всё это снять. Не хватило ни умения, ни таланта, ни денег.

Зато вместо нее воткнули непонятные гонки в виртуальном пространстве. Без цели и без смысла. Очевидно потому что такой компьютерный ролик уже был под рукой и вставить его оказалось на порядок дешевле чем снимать художественный фильм. Чем-то напоминает трехминутное падение заклепки в "Ночном дозоре".

Весь юмор из фильма изъят полностью. Нет общих планов - только крупные, потому что декораций тоже нет - дорого было строить.

В рекламке хвастались что ездили в Египет чтоб снимать на фоне пирамид. Не помню в фильме пирамид. Но такое впечатление, что на нормальный сценарий, нормального режиссера, нормальных актеров и нормальные декорации денег не хватило именно потому, что кто-то съездил всей семьей в Египет на полгода.

Вывод: фильм - безнадежная дешевка. и не надо говорить, что получилось так убого, потому что не смогли найти денег на нормальную постановку, на нормального режиссера. На самом деле все как раз с режиссера и началось. Посмотрите ту же самую «Затуру» - ее показывают во всем мире. Кинокомпания получает деньги не только у себя на родине, но и от заграничного проката. А вот "Азирис нуна" - она не нужна даже здесь. Именно потому что такую ерунду смотреть невозможно. То есть снимали уже понимая, что съемки не окупятся. Что сами подготавливают провал своей картины. А все, у кого есть деньги, естественно ни копейки не дали бы, только услышав фамилию режиссера и вспомнив, что он снимал раньше. Ну и зачем было снимать? Обидно только за хороший роман Буркина-Лукьяненко.

Вывод 2: хочется посмотреть хорошую фантастику для детей - лучше уж «Затура». Вот этот фильм - просто прелесть.


Автор: Сергей Дорошенко



  Яндекс цитирования