КАК НАМ ВСЕМ НУЖНА РОМАНТИКА


То, что сейчас подлинный бум литературного и сценического детектива, известно всем. Даже Малый театр не удержался, не говоря уже о Театре имени Моссовета, МТЮЗе, даже, представьте, самого МХАТА - короче, почти все центральные столичные сцены так или иначе <ударились> или, точнее говоря, устремились в тайны и шарады классики и современной детективной беллетристики. Выбор авторов огромен. Посмотрите, например, на ассортимент книжных киосков - сплошь и рядом детективы. И среди них - имя особенное: Борис Акунин. Автор, не похожий на своих коллег по цеху, человек, придумавший уникального детектива из последней трети девятнадцатого века - Эраста Фандорина. Фандорин уже "прошел" в телефильме А. Адабашьяна по ОРТ, готова его инсценировка в Радио театре с С. Безруковым в главной роли, а два романа станут основами фильмов, поставленных в Голливуде...

Появился Эраст Фандорин в одноименном спектакле на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ), которому автор дал эксклюзивное право на премьеру. И, как на Радио и ТВ, зрители встречают Фандорина в сюжете популярной повести «Азазель».

Мне кажется, за последние годы прекрасно работающий РАМТ, постоянно радующий своими новыми премьерами (в этом сезоне - «Король-олень», «Герой», «Стеклянный зверинец»), на этот раз одержал особенную творческую победу, с чем сразу должно поздравить режиссера-постановщика Алексея Бородина, сценографа Станислава Бенедиктова, музыкального оформителя Наталью Плеже, режиссера по пластике Владимира Беляйкина и, собственно, всю талантливую труппу во главе с юным дебютантом (это его первая роль на сцене), выпускника Щепкинского училища Петра Красилова. И мне тотчас же хочется процитировать слова актера о своем герое: "У него абсолютно детские - думаю, самые правильные - представления о добре и зле. В детстве мы твердо знаем, что люди бывают скверные и хорошие, если кому-то плохо - надо помочь. Потом простые вещи начинают мелко и сложно делиться - и все меняется..." А А. Бородин добавляет: "...Это настоящий романтический герой, по которому мы все тоскуем. Человек, который идет своим путем, что бы ни случилось. Ведь в сущности вся жизнь против него". И еще, конечно, очень и очень немаловажно услышать и самого автора (он же и автор инсценировки): "Мне хочется возвращения к простым эмоциям, к тому, чтобы история рассказывалась увлеченно. И я подумал, что именно этот сюжет даст возможность попробовать сделать нечто простодушное и зрелищное - то, что мне нравилось в детстве. По-моему, РАМТ - правильное место для этого..."

Акунин не ошибся. Рамтовцы создали просто первоклассный спектакль, который пролетает в три часа действия так остро, быстро, стремительно и ярко, что зритель совершенно очарован и по-хорошему ошеломлен. Темпераментно сменяются места действия - 29 перестановок сделал сценограф, впечатляюще использованы приемы не только пластики, но и чисто мимические (проходы, пробежки персонажей), заставляющие вспомнить, например, программы Марселя Марсо или нашего великого клоуна Леонида Енгибарова. Актеры удивительно овладели этими приемами, которые четко «работают» не только на эмоциональное состояние персонажей, но и во многом определяют время и климат происходящего. Умело использованы и отдельные киноприемы, свет, монтаж, непростые размеры большой сцены. Москва и Лондон, апартаменты леди Астер (превосходная работа Нины Дворжецкой) и скудные стены квартиры Фандорина, которого в первых сценах спектакля мы встречаем просто коллежским регистратором, то есть чиновником очень мелкого масштаба, пришедшим работать в жандармское управление, и... потом - какой взлет!.. Думаю, нет надобности пересказывать сюжет «Азазели» - его очень многие уже знают, а те, кто не знают, пусть узнают его не из сухих газетных фраз, а из «ожившей» книги.

Действие спектакля по-умному перенасыщено странными и страшными событиями, неожиданными и требующими разгадок коллизиями, которые прежде всего касаются того, что же это за организация - «Азазель»?

Разгадку в конечном счете принесет, постоянно рискуя жизнью, именно Эраст Фандорин, но каков путь к этой разгадке - в этом направлении развертывается, движется весь спектакль. Возникают, а порой после возникновения и пропадают (работа «Азазели»!) разные люди, но даже в коротких их появлениях раскрывается психология и образ мысли того или иного персонажа. И если с Фандориным в лучшем смысле слова все ясно с начала и до конца (так задумал Акунин), то другие оказываются необыкновенной неожиданностью (как, скажем, Бриллинг, поразительно сыгранный Евгением Редько).

Сюжет держит зрителя в постоянном напряжении, и буквально каждый из участников спектакля достойно и ярко несет кредо своего персонажа. Перечислять можно долго, назову только нескольких: Илья Исаев (Зуров), Сергей Серов (Грушин), Виктор Цымбал (Пыжов), Александр Хотченков (Мизинов) и такие прекрасные женщины, как Наталья Чернявская (Амалия), Татьяна Ушмайкина (Лиза) и Эмма Пфуль в эксцентричном решении Елены Галибиной...

Органично вошли в спектакль и дети, играющие воспитанников Интерната вундеркиндов, организованного чрезвычайно загадочной и почти мистической леди Эстер. Покоряет своей искренностью и трогательностью совсем еще юный певец - Алеша Веселкин, сын Т. Ушмайкиной.

Чего только нет в этом изобретательном детективном фейерверке?! И погони, и убийства, и драки, и взрывы... Кстати сказать, взрывами, на мой взгляд, постановщики злоупотребляют. Порой слишком много дыма, который идет в зал и мешает смотреть и дышать. Но, убеждена, наверняка этот дым умерят.

В героя Петра Красилова влюбляются тотчас - его жизнь в образе Фандорина убеждает и впечатляет по-настоящему. Молодец дебютант! Театр можно поздравить не только с отличным спектаклем, но и с новым романтическим героем, которому наверняка принадлежит весьма значительное будущее...


Автор: Наталья ЛАГИНА.

Смотрите также: Алеша Веселкин



  Яндекс цитирования